kondratea: (Default)
Add MemoryShare This Entry
posted by [personal profile] kondratea at 10:02am on 17/12/2011 under , ,
Прогулялась по поводу нерабочего дня по Пекину.

Он страшно напоминает Москву  - не центр, а все остальные ее районы. Сталинских домов полно, новодела из стекла и зеркал тоже полно, гранитные заборчики - тротуарная плитка. Пафосные моллы с брендами, непафосные пятиэтажки с решетками на окнах.  Сильно отличаются только иероглифы от русских букв, конечно.

По этому поводу купила себе детскую книжку. Называется: "0 - 3, 0 -300". Т.е. ребенок от нуля до трех лет усвоит от нуля до трехсот иероглифов. Горячо надеюсь, что не в смысле писать и читать, но кто их знает, китайцев-то.

Сижу, пью чай. Рассматриваю книжку. Иероглифы ничем не хуже букв, оказывается. Я пока запомнила четыре - Гуо, Мао, Донг, Сю. Первые два образуют название моей станции метро (полезное знание), Донг значит Запад, Сю (или он может быть читается сии) - Восток. Тут многие названия содержат стороны света, тоже полезно.

Восток запомнить легко - иероглиф содержит греческую букву "пи", торчающую ногами из коробки:)  Запад устроен сложнее, но из него торчит явственный локоть налево, где у нас на картах запад. Ну и иероглиф для слова "Выход" я знала и до Китая, как, наверное, и многие люди знают -  он похож на мексиканский кактус руками и ногами вверх:)

Так что не так страшны иероглифы, как их малюют. Я сначала растерялась, но быстро напомнила себе, что не надо их игнорировать, надо всматриваться - не боги горшки обжигают, каждый китайский мусорщик разбирает иероглифы.Так что не так страшны иероглифы, как их малюют. Я сначала растерялась, но быстро напомнила себе, что не надо их игнорировать, надо всматриваться - не боги горшки обжигают, каждый китайский мусорщик разбирает иероглифы. А надписи по-английски здесь встречаются, но недостаточно совершенно для практических целей.

УПД: Восток и Запад читать наоборот. Увы, локоть только сбивает с толку;)
There are 25 comments on this entry. (Reply.)
 
posted by [identity profile] lapponicus.livejournal.com at 08:10am on 17/12/2011
Карина, как хорошо что ты добралась до ЖЖ. Я уж стал представлять себе невероятные вещи всякие.
 
posted by [identity profile] irtim.livejournal.com at 08:23am on 17/12/2011
Нет ничего невозможного для человека с интеллектом:)(С)
 
posted by [identity profile] rimmus.livejournal.com at 08:52am on 17/12/2011
Какая же ты все-таки молодец, вот! Еще и иероглифы разбираешь!))
 
posted by [identity profile] kondratea.livejournal.com at 09:21am on 17/12/2011
А куда денешься?
 
posted by [identity profile] thawing-wind.livejournal.com at 08:58am on 17/12/2011
Думаешь, не очень страшны?:) Меня тут старший ребенок озаботил - довольно настойчиво хочет учить японский. А мне кажется, иероглифы - это очень трудно, практически невозможно.
 
posted by [identity profile] kondratea.livejournal.com at 09:08am on 17/12/2011
Я до сих пор не задумывалась как-то. При ближайшем рассмотрении, китайские иероглифы разобрать можно. За японские я не ручаюсь:)
 
posted by [identity profile] antruma.livejournal.com at 10:51am on 17/12/2011
японские иероглифы никак не отличаются от китайских :) Это прямое заимствование, если я правильно помню. Зато язык совсем другой, и в японском есть еще две азбуки, которые используются по-разному. Азбуки выучить легче, чем иероглифы, но в целом, было бы желание.
 
posted by [identity profile] orange-yozhik.livejournal.com at 09:44am on 17/12/2011
возможно, если есть большое желание.
я нормально читаю по-китайски, правда ушло у меня на это 5 лет в университете и 5 лет после...
 
posted by [identity profile] next-friday.livejournal.com at 05:00pm on 17/12/2011
Нет, не страшны. Особенно если учить сначала написание а потом отполировать чтениями. Есть несколько методик по эффективному запоминанию всего этого хозяйства, так что можно приспособиться.
 
posted by [identity profile] orange-yozhik.livejournal.com at 09:08am on 17/12/2011
все-таки "пи из коробочки" - это запад (си)
а который посложнее - восток (донг)
 
posted by [identity profile] kondratea.livejournal.com at 09:10am on 17/12/2011
О, спасибо, а то я из контекста (в метро выходы рассматривала:). Наоборот, значит.
 
posted by [identity profile] orange-yozhik.livejournal.com at 09:12am on 17/12/2011
пожалуйста!
а два этих иероглифа вместе(донгси)будут означать "вещь, предмет".
так что вы уже три слова умеете читать :)
 
posted by [identity profile] orange-yozhik.livejournal.com at 09:17am on 17/12/2011
А карты, кстати, у них же в древности были югом вверх, севером вниз. Так что локоть у востока нормально торчит. По-китайски.
 
posted by [identity profile] kondratea.livejournal.com at 09:24am on 17/12/2011
Понятно, то-есть смысл был. Интересно:) В целом - ужасно непрактичная у них письменность! Столько движений надо делать на письме. Особенно интересно наблюдать, как люди на телефонах иероглифы набирают.
 
posted by [identity profile] orange-yozhik.livejournal.com at 09:38am on 17/12/2011
нет, у них очень практичная письменность для их условий, просто условия другие совсем
1) разница диалектов не влияет на понимание текстов. Раньше даже разница языков не влияла - и вся ЮВА писала иероглифами, а уж читал каждый на свой лад. Но это было все равно удобно - все могли пользоваться одним документом, например.
2) китайский язык фонетически очень беден - всего около 200 слогов, даже с учетом того, что каждый слог может тонироваться 4 разными тонами и менять смысл из-за этого, все равно чудовищно мало. Слов, которые звучат одинаково или почти одинаково - очень много. Различать их в письменной речи, если бы письмо было фонетическим - было бы очень сложно.
Ну есть еще много причин, но даже этих двух достаточно.
 
posted by [identity profile] kondratea.livejournal.com at 10:10am on 17/12/2011
Вот про фонетическую бедность - очень понятно. Этих донгов и си полным-полно, да. Но финны тоже чудовищно бедные и корнями, и фонетикой - однако же, обходятся латиницей.

У иероглифов есть несомненное преимущество эстетичности. Вот весь город утыкан рекламой и исписан объявлениями и вывесками. Будь это все в буквах - мусор, как есть. А иероглифы украшают.
 
posted by [identity profile] orange-yozhik.livejournal.com at 10:14am on 17/12/2011
мне кажется, тут очень важен момент сохранности культуры. У них эта письменность началась, когда некоторые остальные народы еще звуками У! и А! разговаривали. И письменная традиция у них непрерывна - то есть современный китаец может читать древние тексты, написанные теми же иероглифами. Иероглифы очень хорошо хранят в себе древние образы, концепты, идеи. Даже если сегодня слово используется для записи каких-то простых и тривиальных вещей, в нем все равно есть эта нанесенная за века многослойность, и каждый китаец может до нее докопаться.
Я считаю, это очень круто.
Ну и эстетика да, на Востоке к эстетике относятся не как к приятному дополнению, а как к важной части жизни.
 
posted by [identity profile] orange-yozhik.livejournal.com at 10:20am on 17/12/2011
у финнов, кстати, насколько я помню другой способ словообразования, то есть они всякими суффиксами-префиксами выкручиваются, нет? должны хоть немного разные слова получатся в итоге. Китайский-то изолирующий, у него и этой возможности нет.
 
posted by [identity profile] kondratea.livejournal.com at 10:23am on 17/12/2011
Не-не-не, это другое измерение, ортогональное:) Да, финский - агглютинирующий язык, формы выражаются префиксами и суффиксами-окончаниями. Но это грамматические модификации слова. Словообразование же в точности как у китайцев - сложить два неизмененных корня - получишь новое слово. Много омонимов. Много слов различаются только твердостью или мягкостью гласных (тональность). Гласные согласованы - похожи на китайские тона, их всего два. Либо все гласные в слове твердые, либо все гласные мягкие.

Словообразование тупое в доску:) "Знание" плюс "машина" равняется "компьютер".
 
posted by [identity profile] orange-yozhik.livejournal.com at 10:29am on 17/12/2011
по-китайски компьютер "электричество"+"мозг" )))
да, похоже.
 
posted by [identity profile] http://users.livejournal.com/_emerald_/ at 03:48pm on 17/12/2011
Надо же :). в этом смысле получается, что финский и узбекский практически братья :). Узбеки тоже накручивают вокрук корня немыслимое количество приставок, суффиксов, окончаний. А сложить два неизменных корня - это немцы мастаки, длиннее слов, чем в немецком не бывает, наверное :)).
 
posted by [identity profile] simapolosataya.livejournal.com at 01:11pm on 17/12/2011
Карина, ты такая умница, что по возвращению ты будешь уверенно говорить читать, писать и думать по-китайски:))
 
posted by [identity profile] kondratea.livejournal.com at 01:43am on 18/12/2011
Ненене, не пойми меня неправильно:) Учить мандарин я не собираюсь, это все же не квак и готово язык. С полпинка никто не въезжает. Просто пытаюсь поставить несколько иероглифов на службу ориентированию, пока я тут.
 
posted by [identity profile] http://users.livejournal.com/_emerald_/ at 03:50pm on 17/12/2011
Во! Не Боги горшки обжигают - это хороший подход :).
Карина, какой это по счету язык в твоём репертуаре?, боюсь спросить :).
 
posted by [identity profile] kondratea.livejournal.com at 01:43am on 18/12/2011
А это не язык, я никаким боком учить его не собираюсь. Несколько иероглифов для практических целей нужны.

January

SunMonTueWedThuFriSat
      1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21 22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31